педагог-психолог
Эргашева Надежда Валентиновна
образование высшее
Основные
функции психолога в детском саду: создание условий, способствующих охране
физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального
благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого
ребенка.
Работа психолога в детском саду
включает,
во-первых, участие в педагогическом процессе в целом, его анализ и
психологизация, организацию взаимодействия взрослых и детей;
во-вторых, индивидуальную работу с детьми, направленную на
профилактику отклонений в развитии.
Основные задачи
- диагностика интеллектуального развития и особенностей
эмоционально-волевой сферы ребенка,
- консультирование родителей и педагогов с целью повышения
эффективности взаимодействия их с детьми,
- помощь ребенку в адаптации к детскому саду
СОВЕТЫ НАШЕГО ПСИХОЛОГА
1. Как
вести себя с ребенком, который упрямится?
- Для начала постарайтесь проанализировать причины возникновения
упрямства. Детское упрямство может быть связано с возрастными кризисами,
связанными со стремлением к самостоятельности; вызываться чувствами
обиды, злости, гнева, обращенными к родителям; выступать доступной для
детей формой заявить о своих желаниях и чувствах.
- Установите четкие границы дозволенного поведения (их должно быть
ограниченное количество) и дайте ребенку возможность действовать
свободно в этих рамках.
- Будьте последовательны.
- Выслушивайте ребенка, давайте ему знать, что Вы хотите его понять.
- Предъявляйте ребенку требования, соответствующие уровню его
развития.
- Старайтесь не создавать ситуаций, в которых есть возможность
проявить упрямство.
- Если такой ситуации не избежать, обсудите ее с ребенком заранее,
выслушайте его.
- Упрямство может быть ответом на ущемление самолюбия ребенка, вместо
властного требования предложите ребенку возможность выйти из конфликтной
ситуации, «не потеряв лица».
- Чаще играйте вместе с ребенком, порой упрямство вызывается чувством
мести за недостаток внимания.
2. В
чем состоит кризис 3-х лет и что нужно, чтобы с ним справиться?
Проблемы, возникающие в 3 года связаны с
тем, что ребенок хочет, чтобы его независимость и самостоятельность признали
сейчас же, для него важно любой ценой завоевать самостоятельность, пусть даже
это чревато конфликтами с самыми близкими для него людьми... Опека, к которой
так привыкает малыш до 3 лет, вдруг, в какой-то момент, становится преградой
для его личностного роста. В 3 года он открывает себя как самостоятельную
личность, но в силу своих возможностей все равно не может обходиться без
мамы! И за это он сердится на нее, "мстит" по-своему, по-детски, не
осознавая сам того, слезами, истериками, капризами. И капризы эти направлены
только против тех взрослых, которые все время рядом с ним, ухаживают за ним,
стараются предупредить его желания, сами не понимая, что ребенок уже
"все может сам".
- Во-первых, самое главное понять, что кризисы неизбежны - это значит,
что Ваш ребеночек развивается совершенно нормально.
- Во-вторых, расширяйте права и обязанности ребенка, поощряйте все
проявления самостоятельности.
- В-третьих, не забывайте, что ребенок не соглашается с вами не только
для того, чтобы "отстаивать" свою свободу, но и испытать Вас,
ваш характер, найти слабости в нем, и при случае ими пользоваться.
Поэтому система ваших требований должна быть согласована со всеми, кто
ухаживает за ребенком.
- В-четвертых, ребенок твердит "нет" еще и потому, что он
чувствует, что систему требований изменили, а почему - не понимает. И
потом "нет" - это наше волшебное педогическое воспитательное
слово. И ребенок, подражая взрослому, чувствуя себя самостоятельным,
начинает воспитывать вас. Поэтому система требований должна быть
доступно понятна на том уровне, который доступен ребенку.
- В-пятых, одним из важнейших моментов в этом возрасте являются не
только поощрения самостоятельности, но и ее подтверждения - пишите ему
письма, звоните ему лично, просите его совета, делайте взрослые подарки.
3.
Как помочь гиперактивному ребенку?
- Общаться с ребенком мягко, спокойно, ровным тоном
- Поощрять выполнение любых видов деятельности, требующих
сосредоточения
- Избегать увеличения нагрузок, переутомление у гиперактивных детей
приводит к возбуждению и снижению самоконтроля
- Указания давать в короткой, немногословной форме
- Задания давать небольшими частями, вторую часть предлагать только
после выполнения первой
- Запреты и ограничения должны быть очень четкими, их не должно быть
много, их нужно обсудить с ребенком заранее
- Соблюдать четкий режим дня
- Оградить ребенка от длительного просмотра телепередач, занятий на
компьютере, нахождения в большом коллективе, т.к. это способствует
эмоциональному возбуждению
- Полезны длительные прогулки, активность на свежем воздухе,
неколлективные виды спорта
4. Что делать,
если ребенок агрессивно себя ведет ?
- Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками,
показывая ребенку личный (положительный) пример.
- Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
- Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.
- Давайте понять ребенку, что вы его любите таким, какой он есть.
- Направьте его энергию в положительное русло, где ребенок может
научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением, а также
рисование, пение.
- Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а
не свои желания.
- Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них
внимание окружающих.
- Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его
значимость в выполняемом деле.
- На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае,
когда агрессия, не являясь защитном реакцией, служит для ребенка
своеобразным «развлечением».
- Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением
доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.
- Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например,
скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!»
- Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом
случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную
агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.
- Если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции,
ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему
следующее: подраться с подушкой; порвать бумагу; используя «стаканчик
для криков», выплеснуть свои отрицательные эмоции; поколотить стул
надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды,
запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом;
пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; по кидать мяч об
стену; устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет»,
«Кто быстрее пробежит».
- Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка
непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара
руку, окрикните ребенка.
- Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально
приемлемой форме.
5.
Как определить, насколько ребенок готов идти в детский сад (ясли)?
Ответьте для этого на следующие вопросы:
- Какое общении ребенок предпочитает - эмоциональное или предметное?
- Как ведет себя ребенок при расставании и встрече с близкими?
- Может ли Ваш малыш играть самостоятельно?
- Нужна ли ребенку Ваша помощь в игре? Каким образом он выражает
потребность в сотрудничестве с Вами?
- Умеет ли ребенок выполнять Ваши поручения: убрать на место игрушки,
одежду, принести что-либо?
- Как реагирует ребенок на появление в привычной для него обстановке
незнакомого взрослого: подходит ли к нему, если тот подзывает ребенка;
есть ли в поведении ребенка элементы конфликтности?
- Каким образом ребенок налаживает контакты с «чужими» взрослыми?
- Как относится ребенок к сверстникам: выражает ли он радость, активен
ли в игре, как реагирует на инициативу других?
Если Ваш малыш любит играть вместе с
Вами, спокойно переносит разлуку, может занять себя каким-либо делом,
обращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выполняет ваши просьбы и
умеет совершать простые действия по самообслуживанию, охотно идет на контакт
с незнакомыми людьми, активен и доброжелателен по отношению к сверстникам -
он готов к такому изменению в своей жизни, как поступление в дошкольное
учреждение.
6. Как помочь
ребенку адаптироваться к детскому саду?
- Настройте ребенка на мажорный лад. Внушите ему. Что это очень
здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
- Не оставляйте его в начале в коллективе на целый день, заберите
домой пораньше
- Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье
- Щадите его нервную систему
- На время прекратите походы в цирк, театр, гости. Намного сократите
время просмотра телепередач
- Как можно раньше сообщите воспитателям о личностных особенностях
Вашего ребенка
- Создайте для него дома режим такой же, как в детском учреждении
- Пусть он возьмет с собой в сад игрушку из дома
- При изменениях в поведении как можно раньше обратитесь к детскому
врачу
- Будьте спокойны, расставаясь с ребенком в саду
Памятка
родителям от ребенка
- Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не
обязательно предоставлять мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.
- Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход.
Он позволяет мне найти свое место.
- Не полагайтесь на силу с отношениях со мной. Это приучит меня к
тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей
готовностью на ваши просьбы.
- Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет
упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за
собой.
- Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить: это поколеблет
мою веру в вас.
- Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то
только затем, чтобы просто расстроить вас. А то я постараюсь достичь еще
больших «побед».
- Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю «Я вас ненавижу!».
Это не буквально, я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали
мне.
- Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом
деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
- Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя
сам. Иначе я могу использовать вас в качестве прислуги.
|